Статья 17416

Название статьи

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В США

Авторы

Павлова Наталия Анатольевна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой иностранных языков, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), nataliia.pavlova@inbox.ru
Николаев Борис Викторович, кандидат исторических наук, доцент, кафедра уголовного права, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), nikolboris@yandex.ru
Дятлова Анастасия Константиновна, кандидат исторических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), lematin@list.ru

Индекс УДК

378.3 340.143:342.733 (73)

DOI

10.21685/2072-3024-2016-4-17

Аннотация

Актуальность и цели. США создали одну из наиболее масштабных систем высшего образования в современном мире. Не в последнюю очередь успех развития высшей школы зависит от эффективности системы ее финансирования. Исследование структуры, форм, тенденций развития системы финансирования высшего образования в США представляется актуальным в связи с активным развитием отечественной системы финансирования высшей школы и необходимостью критического использования соответствующего зарубежного опыта. Цель работы – исследовать основные формы, механизмы, тенденции и результаты финансирования высшего образования в США на современном этапе.
Материалы и методы. Реализация поставленных задач была достигнута путем анализа материалов официальной статистики в отношении структуры источников финансирования высшего образования США, объемов грантовой помощи студентам и студенческих займов, расходов на обучение и доступ к вспомогательным средствам в высших учебных заведениях; материалов современных научных исследований в США по вопросам оптимизации финансирования высшей школы.
Результаты. Результатом исследования является выявление основных тенденций развития системы финансирования высшего образования в США, ее структуры, форм и внутренних противоречий.
Выводы. Политика США по финансированию высшей школы представляется в настоящее время весьма противоречивой и несистемной, имея значительные различия на федеральном уровне и уровне штатов, в отдельных сферах высшего образования. Рост платы за обучение, общих расходов студентов
на образование и проживание, рост объема студенческих кредитов и задолженности по ним и числа дефолтов, снижение расходов большинства вузов на обучение демонстрируют негативные и тревожные тенденции состояния финансирования высшего образования в современных США. Для решения существующих проблем представляются необходимыми повышение роли федеральной власти в упорядочивании системы финансирования высшего образования и осуществлении межбюджетного регулирования в этой области; повышение роли безвозмездной грантовой помощи в структуре финансовой помощи малоимущим студентам; четкое законодательное регулирование не только государственных, но и частных программ студенческих займов; оптимизация системы налогообложения в сфере высшего образования для стимулирования частных инвестиций в данную сферу.

Ключевые слова

высшее образование США, финансирование образования, гранты, студенческие займы, бюджетный федерализм

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Kaplin, W. A. The Law of Higher Education / W. A. Kaplin, B. A. Lee. – San Francisco : John Wiley and Sons, Inc., 2007. – 713 p.
2. Digest of Education Statistics. 2014. – Washington, DC : GPO, 2016. – URL: http://nces.ed.gov/programs/digest/d14/index.asp
3. Каверина, Э. Ю. Высшее образование в США: источники финансирования /Э. Ю. Каверина // США. Канада: экономика, политика, культура. – 2003. – № 7. –С. 87–106.
4. Ehrenberg, R. Financial Forces and the Future of American Higher Education /R. Ehrenberg, M. Rizzo // Academe. – 2004. – Vol. 90, № 4. – P. 28–31.
5. Robinson, K. J. Disrupting Education Federalism / K. J. Robinson // Washington University Law Review. – 2015. – Vol. 92, № 4. – P. 959–1018.
6. Kena, G. The Condition of Education 2015 / G. Kena, L. Musu-Gillette, J. Robinson, X. Wang, A. Rathbun, J. Zhang, S. Wilkinson-Flicker, A. Barmer, E. Dunlop Velez. –Washington, DC : National Center for Education Statistics, 2015. – 279 p.
7. Deming, D. J. Thе for-profit postsecondary school sector: nimble critters or agile predators? / D. J. Deming, Cl. Goldin, L. F. Katz. – Cambridge (Mass.) : National Bureau of Economic Research, 2011.–43p.
8. Nicoletta, M. C. Proposed Legal Constraints on Private Student Lenders / M. C. Nicoletta // Vanderbilt Law Review. – 2015. – Vol. 68, № 1. – P. 225–259.
9. Legomsky, A. Law Student Debt + Public Interest Career = Character and Fitness Fail / A. Legomsky // Washington University Journal of Law & Policy. – 2015. –Vol. 46. – P. 305–332.
10. Simkovic, M. The Knowledge Tax / M. Simkovic // The University of Chicago LawReview. – 2015. – Vol. 82. – P. 1981–2043

 

Дата создания: 27.12.2016 14:08
Дата обновления: 11.04.2017 14:58